Казанский суд разобрался, как показать женщине лучшие человеческие качества
13 ноября 2007 года
История, в результате которой два одиноких сердца не слились во взаимной любви, но зато обрели не менее сильное и не менее взаимное чувство раздражения, началась два года назад. Канадец из Мапл Риджа (город в 45 км от Ванкувера) приехал в Казань туристом. Качество жизни в государствах Северной Америки не есть миф злобной антироссийской пропаганды, и в своем возрасте "под семьдесят", до которого средний российский мужчина даже дожить имеет статистически мало шансов, Томас МакЭван рассчитывал найти себе новую подругу. Галина (она не хочет, чтобы упоминалось ее подлинное имя) была почти на 30 лет моложе, ее резюме было в досье брачного агентства - ей позвонили и предложили встречу с канадским гостем.
Дальнейшие события развивались просто идиллически. Будучи приглашенным к даме домой, турист немедленно и сильно понравился ее маме и сыну. "Сын играл Томасу на скрипке, Томас показывал ему фокусы, - рассказывала впоследствии на суде мама Галины. - Томас произвел очень хорошее впечатление, я его восприняла как жениха. Он говорил, что моя дочь ему очень понравилась и у него серьезные намерения".
Судьба, принявшая на этот раз вид истекающей туристической визы, конечно, очень скоро разлучила новых знакомых; их отношения приняли эпистолярный характер. Переписывались, согласно современному обычаю, по электронной почте. Галина неизменно заканчивала свои письма трогательным приветом Томасовым кошкам, Томас звал Галину в гости в Канаду, она хотела принять его приглашение, он приобрел для нее билет... Но что-то все время мешало осуществиться желанной встрече.
Галина в своих письмах никогда не просила денег - упаси, боже! Но было так понятно, что она не может решиться оставить мать и сына на время своих канадских каникул без средств к существованию, тем более в неотремонтированной квартире и со старым холодильником... В этой ситуации канадец повел себя молодцом: не стал учить возлюбленную жить, а спросил, на какой счет можно переводить ей деньги. Проявил, словом, качества мужчины и джентльмена, которые сегодня многие хотели бы поставить в пример всем мужчинам, чтобы признать их джентльменами.
Ведь что можно было дарить приличным молодым дамам назад тому лет 150 или даже 100? Максимум томик стихов и флакон духов, а перчатки - это уже был подарок той степени интимности, при которой ухажер рисковал им же получить по физиономии. Ибо в ходу было примитивнейшее суждение, что дорогостоящее подношение женщине равнозначно ее покупке. Казалось бы, борцы за эмансипацию женщин первым делом должны были добиться уничтожения именно этого мерзкого предрассудка дворянско-буржуазной морали... но нет, вместо этого они сосредоточились на признании женщины равной мужчине! И все стало еще хуже. Ведь кто из нормальных мужчин, подумайте, станет подносить что-либо стоящее той, которая все равно что мужчина? К счастью, в результате эволюции и ее двигателя - естественного отбора излишний морализм в этой сфере был вытеснен в труднодоступные резервации, где обитают остаточные кисейные барышни и недостреленные оперные Ленские.
Но кто бы мог думать, что потенциальный жених, который поначалу вел себя как истинный пример для подражания, в конце концов проявит себя так, что впору сказать:"Бойтесь канадцев, дары приносящих"?.. В общем, когда после пяти денежных переводов и покупки авиабилета (все это - на сумму более 10,5 тыс. канадских долларов) возлюбленная раздумала лететь в Ванкувер, дав понять в письме, что она в силу своей скромности и непродолжительности их знакомства не готова на бурную демонстрацию чувств... - канадец подал иск в казанский суд! Потребовал взыскать с несостоявшейся невесты "неосновательное обогащение" на сумму около 274 тыс. рублей.
"Такое поведение - просто позор для мужчины, - сказала "ВК" Галина. - Он добивается просто опозорить меня, идет на все, чтобы испохабить мне жизнь. У них, видимо, это нормально... Он считает, что за наших женщин заступиться некому". Но за нашу женщину заступился наш Приволжский суд.
В суде ответчица, ее мама и переводчик, участвовавшая в личном и письменном общении МакЭвана и Галины, засвидетельствовали, что денег у канадца никто не просил, а он посылал их по собственной инициативе. Никаких долговых обязательств, само собой, тоже не существует. Стало быть - подарок, а кто же возвращает подарки?!
Судья постановила: "Денежные средства были перечислены с целью обеспечения признания его человеческих качеств по отношению к женщине..." В удовлетворении экзотического иска было отказано.
Зампредседателя Верховного суда РТ по гражданским делам Ильгиз Гилазов, которого "ВК" спросила, случались ли прежде в республике такие дела, ответил: "Таких дел у нас еще не было".
- Конечно, деньги, истраченные на ухаживание, не обязывают девушку выйти замуж, - добавил г-н Гилазов, - а каких-либо договорных отношений относительно этих денег в этом случае ведь не было... Речь может идти разве что об этике, но женщины должны сами решать, принимать или не принимать дорогостоящие подарки. Кстати, когда речь идет о компенсации нравственных страданий, я всегда говорю: если бы девушка не пришла ко мне на свидание, я испытывал бы сильные страдания, но требовать компенсации таких страданий нельзя. Потому что нигде в законе не сказано, что девушки должны приходить на свидание!
Многие мужчины - не юристы, вероятно, считают, что закон в этом вопросе не прав. Ну а подавляющее большинство девушек, включая девушек-юристов, наверняка уверены, что закон, как субъект мужского рода, просто обязан удовлетворять все их капризы. Поистине, жизнь сложна и многообразна... Ну что с героями этой истории? Галина сообщила "ВК", что все ее подруги полностью уверены в ее правоте. А Томас МакЭван, как выяснилось в ходе его электронной переписки с "ВК", к счастью, в результате этой истории не возымел неприязни к российским женщинам: у него в Ванкувере есть русская приятельница-журналистка...
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"